Похороны в допетровские времена

Все прекрасно знают, что у смерти и погребения, вместе с классической религиозно-мистической, есть и совсем другая, практичная сторона: «Как теперь поступить с телом?». Очевидно, что сотни и тысячи лет назад не было привычных современному жителю похоронных агентств. Но уже тогда существовали вопросы: «Где захоронить?», «Как доставить тело до места упокоения?», «Как одеть усопшего?», «Сколько будет стоить захоронение?» Как люди решали все эти проблемы в прошлом?

Язычество

Конечно, чем сильнее копнуть в глубину веков, тем более значимую роль в процессе погребения будут играть мистические и магические представления. Да, о славянском язычестве известно очень мало, поскольку наши древние предки не умели писать, и ничего до наших веков не дошло, а те обрывочные сведения, что есть у историков, не позволяют составить вменяемую картину религиозной жизни. Вполне вероятно, что мы никогда не узнаем, как же наши предки хоронили своих усопших, какие ритуалы проводили и т.д. Достоверно известно, что многие язычники устраивали тризну перед похоронами, а тела – сжигались. Также мы знаем из раскопок, что на европейской части Российской Федерации, в районе Москвы, есть курганы, в которых захоронены усопшие. В случае захоронения в кургане с усопшими клали различные предметы, которые должны сопровождать их в загробной жизни. Да, наши предки, как и многие другие народы по всему миру, верили, что существует загробный мир, который чем-то напоминаешь наш. Почивший будет заниматься привычными делами, поэтому ему может пригодиться привычная посуда, простые украшения и т.д. Самые «молодые» курганы датируются XIII веком. Примерно в это время язычество было искоренено и заменено христианством.

Раннее христианство

Если говорить о приходе христианства, то похороны на Руси почти не отличались от тех обрядов, что проводились в Европе. Церковь определяла землю, на которой будут вестись захоронения, а также занималась проведением обрядов. Крестьянская община же занималась всем остальным. Смерть – это дело всей общины. Кто-то, владевший плотническим ремеслом, занимался изготовлением гроба, кто-то обряжал человека в последний путь и омывал тело, другие – копали могилу, несли гроб и т.п. Отдельно стоит упомянуть про плакальщиц, на них чаще всего выбирались одни и те же люди. Причем у них был специальный репертуар, и считается, что он передавался из поколения в поколение, импровизация не приветствовалась.

Кладбища того времени работали фактически так же, как и в прочих христианских государствах той эпохи: под общую могилу выделялась определенная площадка, и в нее год за годом хоронили людей, складывая их в буквальном смысле слова слоями. Конечно, у кладбища не прослеживалась структура, да и никакого «генерального плана» также и в помине не было: хоронили где попало, но строго в пределах отведенной территории, равно как никто не ухаживал за могилами. Также не допускалось перезахоронение, в истории таких прецедентов крайне мало. Конечно, в захоронениях соблюдалась определенная иерархия. Так, зажиточные горожане, духовенство и т.д. хоронились максимально близко к церкви или даже прямо в церкви, если в ней была крипта. А беднякам доставалось место около самого забора кладбища.

Раннее Новое время

По мере приближения к нашим векам в руках историков оказывается намного больше данных о том, как хоронили в те времена. К сожалению, метрические книги в Руси того времени все еще не использовались, поэтому не было формальной и централизованной записи рождения и смерти. Подавляющая часть данных о похоронах в XV-XVII веках дошла до нашего времени в виде завещаний и очерков. Найти завещания удалось лишь благодаря удачному стечению следующих обстоятельств:

  • Человек не умирал внезапно. Обычно всё начиналось с затяжной болезни, а все мы знаем, что в те времена медицина была не на самом высоком уровне. И перед тем, как умереть, у человека оставались силы, чтобы распределить свое имущество.

 

  • Иногда, по последней воле почившего, какая-то часть его имущества отходила церкви, благодаря чему местные священнослужители сохраняли завещание, и оно хранилось в архиве столетиями.

 

Как раз таким путем до нашего времени и дошло подавляющее большинство документов той эпохи. Что обычно писали в завещании? Кроме распределения имущества многие указывали пожелания касательно их места погребения. Например, указывалось, на каком кладбище хотел быть похороненным усопший. Некоторые указывали, что нужно написать на кресте или могильной плите. Купцы и дворяне могли указать, из какого материала нужно построить склеп и на каком месте его лучше расположить. Также не стоит забывать и про духовенство того времени. Священники местных приходов ожидали, что в завещании будет указан размер пожертвований в пользу церкви, ведь многие из них ухаживали за больным, а затем заверяли его завещание. В редких случаях они также и занимались его написанием, если человек был в очень плохом состоянии и не мог сделать это сам. И, что примечательно, таким документам доверяли и завещания признавали.

Иногда в таких документах можно найти и рассуждения почившего о смерти и жизни после нее. Конечно, подавляющее большинство просто повторяло классические христианские формулы веры, записывали молитвы, просили справедливого суда и т.д. Но иногда находят документы, в которых можно найти интересные формулировки, отсылающие к языческим временам. В некоторых и вовсе люди взывали не к Богу, а к святой матери-Земли, из которой все мы вышли. Очевидно, такое завещание скорее всего писал человек, не почитающий христианскую церковь.

Уникальные похоронные особенности Руси

Если говорить об обрядах с телом, то тут многое зависело от того, какая была пора года. Почти всегда мертвых хоронили сразу после смерти, т.е. в тот же день. Это распространялось не только на бедняков, но и на зажиточных горожан и даже дворян. Вот только в те века орудия труда были примитивными: лопата да заступ, поэтому выкопать яму было не так и просто.

В России примерно 5-6 месяцев в году приходится раскапывать мерзлую землю, снег и лед. Если быстро похоронить не выходит, то обращались в «Божьи Дома». Что такое Божий Дом? Современный житель назовет такое помещение моргом. В те времена это был глубокий погреб, куда в течение зимы и весны складывали тела почивших, и они хранились до лета, пока не появлялась возможность вырыть могилу.

Если говорить про сам процесс похорон, то тут нет ясности, поскольку в разных источниках указана совершенно противоположная информация. Авторы того времени указывают, что чаще всего хоронили в льняной одежде, по возможности – белой. А другие авторы пишут, что хоронили в обычной одежде. Иногда можно найти упоминания, что усопшему надевали новую обувь, дабы тому было проще проделать путь до Неба. Наиболее вероятно, что в каждой местности были собственные, уникальные похоронные традиции в этом плане.

Похороны в допетровские времена

Заявка на захоронение

Заявка на кремацию